Почему стоит удалиться из всех социальных сетей

Чем больше времени ты проводишь в соцсетях, тем несчастнее становишься, меньше зарабатываешь и больше тратишь.

Сегодня мы поговорим о том, как устроены соцсети. И почему удалиться из них — лучшее решение для большинства из нас.

Всё, что написано ниже — часть более сложного процесса под названием информационная гигиена. Я практиковал информационную гигиену со множеством моих учеников. Результат всегда один: повышение продуктивности и удовлетворённости собственной жизнью.

Даже если просто осознать то, что написано ниже, ты уже почувствуешь изменения. Возможно, это будут те самые изменения, которые отделяют тебя от полноценной счастливой жизни. Вперёд!

Случайные подкрепления

Этот феномен лежит в основе всех современных социальных сетей. Для его понимания рассмотрим эксперимент.

Дрессировка цирковых животных выполняется методом «кнута и пряника»: желательное поведение животного поощряется едой, нежелательное — карается болью.

Когда дельфинов дрессировали прыгать в высоту, обнаружилось следующее. Если поощрять их строго по графику (скажем, кормить рыбой за каждый 5-й прыжок), то дельфины быстро понимают «правила игры» и снижают высоту всех прыжков, кроме пятого, когда ожидают вознаграждение.

Но если кормить рыбой за прыжки случайным образом, то дельфины не будут знать, когда именно ожидать вознаграждения. И каждый раз будут прыгать максимально высоко.

Человеческая психика работает аналогично:

Все эти вознаграждения, бонусы и знаки внимания называются случайными подкреплениями. Статистически доказано, что случайные подкрепления являются мощнейшим стимулом к действию (и современная биология даёт убедительный ответ, почему это работает — дело в стимулировании «центров удовольствия» головного мозга).

Стимулятор, который всегда с тобой

Скажи мне: зачем ты заходишь в социальные сети? Чего ожидаешь, когда берёшь в руки смартфон на мыслями «А вдруг там что-то интересное?»

Среди уведомлений и постов мы ищем то, что нас обрадует. Лайк на фотографии, приятный комментарий, красивая картинка или просто интересный текст.

Предыдущий опыт говорит нам, что в социальной сети есть «моменты радости». Но эти моменты распределены случайным образом:

  • По нашим лентам: приходится долго листать её в надежде наткнуться на что-то полезное;
  • По времени: мы публикуем фото, но не знаем, в какой именно момент получим лайк и положительный комментарий.

По тем же причинам, мы смотрим новости.

Нас просто дрессируют. Листая бесконечные ленты соцсетей, мы ожидаем увидеть те самые случайные подкрепления. Мы ищем крупицы радости в океане рекламы, котиков и чужих постов.

Лживый Инстаграм

Большинство людей используют социальные сети как инструмент самопрезентации. С помощью фотографий и постов они конструируют лучшую версию себя.

Никто не выкладывает неудачные снимки. Не рассказывает о своих проблемах и неудачах. Только лучшие кадры с безупречной ретушью. Снятые в отпуске, на дне рождения или на крайний случай в ресторане.

Я лично знаком с двумя «инста-моделями», чьи профили на первый взгляд — образец счастья и успеха. У одной контент-стратегия заточена под семейное счастье (дети, любовь, домашний уют), у другой — под путешествия и «гламурный» образ жизни.

В реальной жизни обе несчастны. Одна перебивается случайными заработками и постоянно переживает из-за внешности и фигуры (хотя фигура у неё модельная), другая работает косметологом и считает, что жизнь её не удалась. И да: она тоже переживает из-за фигуры.

Если ты девушка и тебе кажется, что у тебя маленькая грудь или некрасивая попа — прочитай мою статью о навязанных стандартах красоты и больше не переживай по этому поводу.

Лента типичного обывателя соцсетей превращается в бесконечную демонстрацию чужого праздника и успеха. Каждый день кто-то женится, ездит в отпуск, покупает квартиры и дорогие автомобили — в общем, живёт интересной и насыщенной жизнью.

И только у тебя ничего не происходит, правда? А вместо машин и отпусков — кредиты, злой начальник и серые бетонные стены соседних многоэтажек в спальном районе.

Тут и до депрессии недалеко. Особенно этим грешит Инстаграм, где тысячи девушек пытаются подражать профессиональным моделям.

Уточка на фоне продюсера, которого она наняла для продвижения. Теперь эта уточка успешна. А ты нет.

Однажды я понял это, зашёл в свой ВК и посмотрел: какие посты и фотографии я выкладывал для себя, а какие — лишь для того, чтобы казаться более умным и успешным, чем есть на самом деле.

А затем я удалил всё, что выкладывал не для себя. И каков был результат? Я удалил всё. На странице не осталось ни одной фотографии, ни одной записи на стене.

С тех пор в моём профиле ВК нет постов. Есть лишь несколько фоток, которые я добавил много позже и которые мне действительно нравятся.

Бесконечные фотографии чужого счастья и успеха не подарят тебе ни собственного счастья, ни успеха. Зато легко испортят настроение, ведь подсознательно ты будешь сравнивать свою «обычную» жизнь с жизнью этих якобы успешных персонажей.

В социальных сетях нам постоянно кажется, будто «настоящая» жизнь проходит мимо нас. Что праздник где-то совсем рядом, но только не на нашей улице. Это рождает зависть и неудовлетворённость собственной жизнью, желание что-то поменять.

Проблема в том, что изменения приходят лишь с действием. И первый шаг к действию — перестать тратить время на сравнение себя с другими. А для этого лучше уйти из соцсетей.

Но это ещё не всё.

Информационный пузырь

Алгоритмы соцсетей анализируют поведение пользователей, изучая буквально каждый твой шаг. Какие посты ты читаешь, что лайкаешь, комментируешь — отслеживается даже скорость пролистывания ленты.

По этим данным аудиторию сегментируют на группы интересов, каждой из которых затем предлагается собственная версия «умной ленты». Любишь котиков — вот ещё фотки котиков. Любишь Путина — вот подборка новостей. Любишь iPhone — ну, ты понял.

Мы видим лишь тот контент, который хотим видеть. Всё, что не отвечает нашим интересам, исключается из ленты.

Реальность разбивается на множество непересекающихся «секторов», и каждый видит лишь то, что согласуется с его картиной мира. Даже если эта картина мира откровенно вредит самому человеку.

А затем в каждый из этих «секторов» транслируется идеально подобранная реклама, которая будет вызывать максимальный отклик именно у представителей данного «сектора».

Каждый такой сектор — это и есть информационный пузырь. Иначе он называется пузырь фильтров.

Ты можешь подумать, что информационные пузыри безвредны. Но это не так. Взгляни:

  1. Ты думаешь, что все бизнесмены — сплошь преступники и воры? Что честному человеку много не заработать? Это наследие советского воспитания. И соцсети с радостью подтвердят твою правоту тоннами контента про «плохих предпринимателей» и «лихие 90-е». Тем самым отбивая у тебя всякое желание заняться бизнесом.
  2. Ты девушка и хочешь отношений, но опасаешься, что мужчинам нужен только секс? Не вопрос! Вот подборка статей и реклама курсов, где авторы убедительно подтверждают твою точку зрения. Плати за курс — и окажись ещё дальше от нормальных отношений.
  3. Про политику в духе «кругом враги», которые вмешиваются во внутренние дела страны, вообще молчу. Просто загуглите фразу «Информационная автократия». Результат: экономика топчется на месте уже 10 лет, а средний житель нашей страны становится всё беднее и беднее.

Для решения проблемы информационного пузыря не обязательно уходить из соцсетей. Всё, что тебе нужно — это осознанность и критическое мышление. Простые вопросы — «Почему?» и «Зачем?» — помогут тебе понять и себя, и окружающих.

Но именно эти способности подавляются социальными сетями. Ведь если ты осознаешь, что от соцсетей много вреда и мало пользы, то тут же уйдёшь из них. Кому тогда показывать рекламу очередных курсов?

Потерянное время

В 2020 году средний россиянин провёл в социальных сетях 7 часов 17 минут в день. Без перерывов на праздники и выходные. Это 2658 часов в год или примерно 110 дней непрерывного «онлайна».

Только представь: почти треть своей жизни мы отдаём социальным сетям. Это больше времени, чем на работу, учёбу и семью.

Тысячи часов твоей жизни, которые можно вложить в собственный проект, в отношения или спорт, будут потрачены на листание бесполезных картинок на светящемся экране. На чтение комментариев и новостей, которые ты забудешь через минуту.

На мой взгляд, это самый ужасный пункт. Деньги всегда можно заработать. Отношения можно построить. Даже здоровье можно поправить (или нет). Но время, которое ты теряешь в социальных сетях, не вернётся никогда.

После отказа от соцсетей у многих возникает ощущение внутренней пустоты. Как будто у тебя забрали кусок души. И теперь не ты знаешь, зачем жить и чего хотеть.

На этот счёт у меня две новости:

  1. Плохая. Ты действительно не знаешь, чего хочешь и зачем живешь. И заполняешь душевную пустоту социальными «суррогатами», которые создают ощущение причастности к чему-то важному.
  2. Хорошая. Ты всегда можешь это исправить. Душевная пустота — лишь следствие того, что ты ничего не делаешь. Займись хоть чем-нибудь — и буквально через пару дней почувствуешь облегчение. Проверено.

Бездействие — частая причина плохого настроения. Когда на исходе дня мы видим, что ничего не сделали, то чувствуем боль. И подавлять такую боль с помощью социальных сетей — это как лечить кариес с помощью анальгетиков.

Ты можешь обманывать окружающих, заявляя, будто занимался чем-то полезным в те часы, пока сидел в соцсетях. Но себя ты обмануть не сможешь. И в глубине души ты знаешь, что потратил это время зря. Я прав?:)

Помни: соцсети забирают твоё время и ничего не дают взамен. Более того: за право отдать «умной ленте» бесценные часы своей жизни ты расплатишься ещё и собственным деньгами.

Потерянные деньги

Кто оплачивает покупку миллионов серверов, на которых хранятся наши видео и фотографии? Кому выгодно, чтобы мы листали бесконечные ленты, ставили лайки и писали никому не нужные комментарии?

Это нужно рекламодателям. Чтобы закинуть в твою ленту рекламу и что-то тебе продать.

Бывает «грубая» реклама с прямым призывом к покупке и профессионально смонтированными видео. Но куда тоньше работают предоплаченные посты, которые вообще не похожи на рекламу, но в итоге вызовут у тебя желание купить товар и заказать услугу.

Последний тренд рекламы в социальных сетях — «продавать мечту». Зачем обычной девушке с зарплатой 40—50 тысяч показывают рекламу сумочек Louis Vuitton за 50, 100 или 200 тысяч рублей? Она всё равно не купит их!

Всё просто. Наиболее продвинутые люксовые бренды не рекламируют свой товар. Они рекламируют мечту о роскошном образе жизни — сладкую сказку о мире единорогов, где розовые феи ходят с сумочками по 100 тысяч.

Проще говоря, соцсети заманивают тебя сладкими мечтами о другой жизни — такой же далёкой от твоих реалий, как зарплата топ-менеджера «Газпрома» далека от зарплаты продавца в «Магните».

Так бренды формируют в общественном сознании связь между своим товаром и эксклюзивностью, избранностью и роскошной жизнью. И тем самым повышают спрос.

Заработать на тебе деньги — единственная причина, по которой существуют социальные сети. Других причин для существования социальных сетей нет.

Хочешь сэкономить? Прекрати листать «умные ленты».

Исключение из правил

Если соцсети — твоя работа, удалиться не получится. Но тогда всё, что написано выше, ты знаешь и без меня. Ведь ты и есть тот таргетолог, который настраивает рекламу в Facebook.

Люди, которые профессионально ведут паблики, таргетируют рекламу и проводят вирусные кампании, прекрасно разбираются в инструменте, который используют. Иначе они бы уже не вели паблики и не таргетировали рекламу — конкуренция здесь жесточайшая.

Соцсети относительно безопасны и для тех, кто строго следует правилам информационной гигиены. Кто использует ВК и Facebook исключительно по прямому назначению — связаться с человеком, которого нет в мессенджерах, и всё.

Но таких людей от силы 5%. Остальным 95% соцсети приносят больше вреда, чем пользы.

Уходи из соцсетей. Вернись в реальность.